Летим бесплатно: что ждет авиацию через 10 лет

В конце ноября Майкл О`Лири – глава одного из самых популярных в Европе лоукостеров Ryanair – заявил, что уже через 5-10 лет его компания будет возить пассажиров бесплатно. На чем предполагает зарабатывать авиакомпания? Способ монетизации выбран необычный: аэропорты будут делить с Ryanair деньги, которые пассажиры оставили в Duty Free, а также от покупок на самих рейсах.

По мнению О`Лири, подобная модель вполне имеет право на жизнь. Руководитель Ryanair отмечает, что сегодня небольшие аэропорты, в которых базируются самолеты компании, все чаще предлагают выгодные условия, снижая различные сборы. В течение ближайших лет такие аэропорты и вовсе могут отменить их, что позволит авиакомпании сделать цену билета минимальной или вовсе ее убрать. «В этом заинтересованы небольшие аэропорты, которые задумываются над увеличением пассажиропотока. Они уже сейчас предлагают более выгодные условия, а в будущем могут пойти навстречу нашему предложению», – отметил О`Лири.

В больших аэропортах подобное случится нескоро: они и так популярны, им незачем снижать платежи и сборы от авиакомпаний. А для региональных аэропортов это один из немногих способов увеличить выручку и популярность. Все дело в том, что бесплатные рейсы будут пользоваться огромным спросом, что лишь поможет нарастить пассажиропоток и количество самих рейсов. Как результат, обе стороны могут остаться в выигрыше.

Вдобавок, как отмечает О`Лири, Ryanair собирается зарабатывать на дополнительных услугах. Например, осенью был запущен сервис Ryanair Rooms для поиска жилья: услуга пользуется большой популярностью среди путешественников, и авиакомпания планирует получать комиссию за успешное бронирование.

Но бесплатные полеты – это лишь одна из возможных перспектив на ближайшие десять лет. Forbes узнал, что еще ждет авиацию в недалеком будущем.

В 2000-м компания Airbus взялась за разработку самолета A3XX, который позже получил название A380. Программа финансирования была рассчитана на 8,8 млрд евро, но в итоге выросла почти в три раза – до 25 млрд евро. Первый свой полет лайнер, способный умещать от 525 до 853 пассажиров, совершил в 2005 году, а в 2007-м поступил в продажу. Но как показало время, самолет не оправдал надежд.

За почти десять лет компания получила всего 318 заказов, часть из которых пришлась на Emirates, а от части заказчики могут и вовсе отказаться. Проблема в том, что за 2016-й компания не продала ни одного такого самолета. Оказалось, что размер стал минусом, а не плюсом, как считали в Airbus при создании самолета. У A380 слишком большие габариты, из-за чего его способно принять лишь ограниченное число аэропортов. А четыре двигателя стали причиной большого расхода топлива. В результате, как сообщило руководство компании, линейку закроют.

В Airbus уже подготовили новинку согласно запросам рынка: A350-1000 с двумя двигателями на 366 пассажиров. Самолет может сесть почти во всех аэропортах, его легко можно «перебросить» с рейса на рейс. Уже после первого полета компании удалось заключить предварительные контракты на поставку 195 машин. А создавать гигантов компания в будущем не собирается.